Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
Преподавание финансовой грамотности в школе обязательно с 1 по 9 класс. Это закреплено в обновлённых ФГОС общего образования.
В начальной школе элементы финансовой грамотности вводятся в рамках предметов «Математика» и «Окружающий мир». В 5–9 классах элементы финансовой грамотности включаются в программы по обществознанию, математике и географии.
Главная цель занятий по финансовой грамотности — сформировать рациональное поведение в сфере экономики, умения принимать эффективные решения при распоряжении финансами.
Для учеников начальной школы информация преподносится в игровой форме. Ребят знакомят с понятиями «доходы» и «расходы», учат анализировать семейный бюджет и составлять личный финансовый план.
В средней школе ученики научатся оценивать риски предпринимательской деятельности, определять недобросовестные финансовые организации, деятельность которых связана с мошенничеством. На уроках математики дети занимаются расчётом цен на товары, стоимости товаров услуг и налогов. Часть уроков географии направлена на определение качества жизни и финансового благополучия людей.
Кроме того, на уроках технологии в 8 классе изучаются вопросы финансовой грамотности в разделе «Семейная экономика». Рассматриваются такие вопросы, как потребности семьи, бюджет семьи, расходы на питание, накопления, сбережения, маркетинг и коммуникации в домашней экономике.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи. Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по данным вопросам.
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 № 2958-р
Стартовали "Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников"
Проект Банка России для учащихся средних и общих образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (dni-fg.ru)
Проект помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.