МБОУ «Черлакская СОШ»
с. Черлакское. Нововаршавский район. Омская область
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    • Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 
    • Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
    • Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    • Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
    • Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
    • Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (https://fioco.ru/pisa)

    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    В МБОУ «Черлакская СОШ» на формирование функциональной грамотности учащихся направлены курсы, которые включены в часть учебного плана.

    Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:

    1. Методические рекомендации для учителей и родителей
    2. Рекомендации по формированию читательской грамотности
    3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
    4. Функциональная грамотность для педагога
    5. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности

    Полезные ресурсы по формированию функциональной грамотности

    Федеральный портал Академия Минпросвещения России 

    Федеральный банк заданий по функциональной грамотности 

    Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности 

    Единое содержание общего образования 

    Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций

    Видеолекции по финансовой грамотности

    Изучение финансовой грамотности на уроках математики

    Изучение финансовой грамотности на уроках информатики

    Образовательное кино

    Банк «РОССИЯ» Онлайн-уроки по финансовой грамотности

    Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности

    Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Функциональная грамотность

    Демонстрационные материалы по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Функциональная грамотность: развиваем в школе

    Электронный банк заданий

    Проведение исследования PISA-2018 в России

    Международные исследования

    Функциональная грамотность

    Лаборатория функциональной грамотности

    Банк заданий по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Ссылки на сайты, где представлены образовательные и просветительские продукты по финансовой грамотности

    Памятки и пособия для учащихся и родителей

    - Читательская грамотность

    - Математическая грамотность

    - Финансовая грамотность

    - Естественно-научная грамотность

    - Глобальные компетенции

    - Что значит быть грамотным в XXI веке

    - Что нужно знать о функциональной грамотности родителям

    - Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей

    - Профилактика буллинга в детском коллективе

    - Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других

    - Что делать если ваш ребенок вовлечен?

    - Руководство по противодействию и профилактике буллинга

    Нормативные документы

    1. Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
    2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
    3. Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
    4. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
    5. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА по формированию и развитию функциональной грамотности у педагогов и обучающихся МБОУ « Черлакская СОШ» на 2023– 2024 гг.

    План мероприятий по формированию функциональной грамотности  учащихся МБОУ «Черлакская СОШ»на 2023/2024 учебный год

    План мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся МБОУ «Черлакская СОШ» на 2023-2024 учебный год

    Школьный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся МБОУ «Черлакская СОШ», на 2024/2025 учебный год

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике