МБОУ «Черлакская СОШ»
с. Черлакское. Нововаршавский район. Омская область
  • Доступная среда

    Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в МБОУ «Черлакская СОШ» призвано решить следующие задачи:

    1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
    2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
    3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
    4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
    5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
    6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
    7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

    Создание доступной среды для всех

    В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

    Проект доступная среда – общие понятия

    Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
    Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
    Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
    Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
    Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
    • инвалиды,
    • люди с временным нарушением здоровья,
    • беременные женщины,
    • люди старших возрастов,
    • люди с детскими колясками и т.п

    В системе работы используются следующие формы:

    • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;
    • проведение малых педагогических советов, заседаний ПМПк;
    • ведение карт развития детей;
    • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
    • разработка методических рекомендаций учителю;
    • диагностика учащихся;
    • обследование школьников по запросу родителей;
    • организация индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий.
    Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом, поэтому дети с ОВЗ находятся под постоянным наблюдением медицинских работников.

    Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

    Учителями проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми данной категории с учетом имеющихся показаний. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Кадровое обеспечение

    Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работают 2 педагога, прошли обучение на курсах внедрения технологии дистанционного обучения детей – инвалидов и обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. На протяжении трех лет осуществляется обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.Кадровое обеспечение
    Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работают 2 педагога, прошли обучение на курсах внедрения технологии дистанционного обучения детей – инвалидов и обучение по программе специфики реализации инклюзивного обучения. На протяжении трех лет осуществляется обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.

    Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах 

    МБОУ «Черлакская СОШ» для обеспечения образовательной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  используются аудитории, оснащенные необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими компьютер, проектор, средства усиления звука.

    В учебных помещениях первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске  первый стол в ряду у дверного проема.

    Сведения об объектах для проведения практических занятий 

    Для обеспечения образовательной деятельности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья используются учебные кабинеты, оснащенные необходимой мебелью и оборудованием.

    Сведения о библиотеке и читальном зале 

    В читальном зале для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью предусмотрены рабочие места.

    Сведения об объектах спорта 

    В МАОУ «ЦО № 1 «Академия знаний» имени Н.П. Шевченко»  предусмотрено отдельное помещение, оборудованное тренажерами для оздоровительных занятий физической культуры. При помещении предусмотрена раздевальная с душевой комнатой и санузлом, доступном для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Сведения о средствах обучения и воспитания

    Для обеспечения образовательной деятельности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья используются учебные кабинеты, оснащенные необходимой мебелью и оборудованием. В актовом зале предусмотрены места для инвалидов на креслах–колясках.  Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (при наличии данных категорий) обеспечит их участие, независимо от степени выраженности нарушений их развития, во всех воспитательных, спортивно-оздоровительных, досуговых и иных внеурочных мероприятиях. При необходимости может оказываться волонтерская помощь и консультации специалистов. Возможно оказание психолого-педагогического сопровождения и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

    Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа 

    Территория школы соответствует условию беспрепятственно, безопасного и удобного передвижения по участку.
    - имеется вход в здание с минимальным перепадом высот, оборудованный специальным съездом, пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий граждан с ограниченными возможностями.
    -в коридорах имеются посадочные места.
     -при входе установлены тактильные средства информации, передаваемые инвалидам по зрению и воспринимаемые путем прикосновения (осязания), выполненные шрифтом Брайля.  

    Сведения о специальных условиях питания

    Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся, которые проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем) на бесплатное двухразовое питание.

    В целях реализации права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на бесплатное двухразовое питание принято постановление Администрации города Омска от 27 июня 2018 года № 650-п, которым утвержден Порядок выплаты компенсации за обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в бюджетных общеобразовательных организациях.

    Сведения о специальных условиях охраны здоровья

    Учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов и обеспечивает:
    1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
    2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
    3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении образования производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ, в образовательном учреждении включает в себя:
    - соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    - организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
    - оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
    - организацию питания обучающихся;
    - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
    - пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    - прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
    - профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ;
    - обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
    - профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
    - проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
    - проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;
    - сотрудничество с субъектами профилактики;
    - проверку исправности и испытания спортивного инвентаря;
    - инструктажи по ТБ;
    - наличие АПС;
    - наличие КТС;
    - наличие системы видеонаблюдения;
    - организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС, проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.
    Медицинское обслуживание обучающихся учреждения обеспечивается медицинским работником Черлакского ФАПа. Медицинский работник выполняют следующий объем работы:
    - оказывает неотложную, скорую, профилактическую и лечебно-диагностическую медицинскую помощь учащимся;
    - осуществляет профилактические медицинские осмотры;
    - проводит иммунизацию в соответствии с календарем профилактических прививок;
    - при необходимости проводит комплекс противоэпидемических мероприятий;
    - оценивает динамику состояния здоровья учащихся и эффективность профилактических мероприятий, охват учащихся профилактическими осмотрами, их распределение по группам здоровья, охват учащихся иммунизацией в соответствии с планом профилактических прививок.Учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов и обеспечивает:
    1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
    2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
    3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении образования производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ, в образовательном учреждении включает в себя:
    - соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    - организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
    - оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
    - организацию питания обучающихся;
    - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
    - пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    - прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
    - профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ;
    - обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
    - профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
    - проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
    - проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;
    - сотрудничество с субъектами профилактики;
    - проверку исправности и испытания спортивного инвентаря;
    - инструктажи по ТБ;
    - наличие АПС;
    - наличие КТС;
    - наличие системы видеонаблюдения;
    - организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС, проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.
    Медицинское обслуживание обучающихся учреждения обеспечивается медицинским работником Черлакского ФАПа. Медицинский работник выполняют следующий объем работы:
    - оказывает неотложную, скорую, профилактическую и лечебно-диагностическую медицинскую помощь учащимся;
    - осуществляет профилактические медицинские осмотры;
    - проводит иммунизацию в соответствии с календарем профилактических прививок;
    - при необходимости проводит комплекс противоэпидемических мероприятий;
    - оценивает динамику состояния здоровья учащихся и эффективность профилактических мероприятий, охват учащихся профилактическими осмотрами, их распределение по группам здоровья, охват учащихся иммунизацией в соответствии с планом профилактических прививок.

    Сведения о  доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    МБОУ «Черлакская СОШ» осуществляется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. В школе функционируют  компьютерный класс. Осуществляется доступ обучающихся и родителей к электронному дневнику по адресу: https://dnevnik.ru

    Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Федеральный портал "Российское образование http://www.edu.ruhttp://www.edu.ru
    Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru http://window.edu.ru 
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ruhttp://school-collection.edu.ru
    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruhttp://fcior.edu.ru
    Электронная библиотечная система «Лань» и мобильное приложение Сервис для незрячих.(https://e.lanbook.com)

    Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется. Кабинеты школы оснащены набором необходимых учебно-методических, наглядных и демонстрационных пособий, для обучающихся имеются: - интерактивная доска.

    Сведения о наличии условий для беспрапятственного доступа в общежитие, интернат

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Черлакская средняя общеобразовательная школа" Нововаршавского муниципального района Омской области общежития не имеет.

    Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Черлакская средняя общеобразовательная школа" Нововаршавского муниципального района Омской области общежития не имеет.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике